Новый день – новый город, вот наш девиз. Рюкзаки стоят собраны,
мы прощаемся с хозяевами отеля и едем досматривать те достопримечательности,
что не успели вчера.
Это два храма: Achan Man Phurithatto Museum, он же музей,
очень похож на тот, в который мы заезжали по дороге в Сакон-Након и Wat Phra
That Dum - древний кхмерский храм, на сегодняшний момент частично восстановлен.
Из земли торчат остатки кирпича других строений. В первом - столпотворения
людей, которых привозят автобусами, все так же с размахом отмечают Маха Бучу.
Внутри
молятся и смотрят экспонаты музея одновременно.
Вокруг храма разбиты палатки с
едой, цветами и какой-то утварью. Мы еще не завтракали, поэтому решили
перекусить.
Подошли к первой попавшейся тетке и попросили две еды. «Сонг»,
женщина утвердительно закивала головой, начала суетиться и готовить нам еду. Пока
все кипело и бурлило, она принесла нам воды со льдом. Во всех тайских
забегаловках уличного типа принято давать воду со льдом бесплатно. Это очень
здорово, вода самое ценное в таком климате, правда порой она может запросто
отдавать рекой. Пластмассовые столики и столы, их не так уж и много, фарангов
тут не бывает, но тем не менее на нас никто не пялится, все заняты своими
делами. Минут 10 и наш завтрак готов, это Том Ям, обычный деревенский, острый
Том Ям с лапшой.
К нему нам дают тарелку с петрушкой, базиликом и китайской
капустой. Я ем нормально, хороший тайский суп, Катя не привыкла к острой еде,
текут сопли и слезы. Перекусив, едем в Wat Phra That Dum, сельский храм, в
деревне за городом. А вокруг одни развалины.
Осмотр занял минут 20 и наш путь,
через колхозные поля и пасущихся буйволов лежит дальше на восток страны в
Мукдахан. Дорога хорошая, транспорт практически нам не попадается, ехать 120
км. Не доезжая 40 км до города развилка, Мукдахан - налево, провинция Накхон
Пханом и храм Phrathat Phanom Temple – направо. Ехать километров 10 не больше. Он
же Тхат Пханом – буддийский храмовый комплекс на правом берегу Меконга, на
границе с Лаосом. Wat Phra That (Тхатпханом, Пхра Тхатпханом) основан, по
легенде, на месте, где побывал сам Будда, и где уже после его смерти, в 535 г.
до н. э., на холме Кампхра была сооружена ступа для захоронения священных
реликвий – фрагментов грудных костей Будды.
Ныне существующий реликвенный
памятник был сооружен по типу кхмерского башнеобразного святилища в период
зависимости этого региона от империи Камбуджадеша, примерно в VIII–X вв.
Во
времена лаосского королевства Лансанг, в XV–XVII вв., сооружение было
перестроено и обнесено стеной. Ступа получила типично лаосский облик и достигла
вместе с позолоченным шпилем почти 50-метровой высоты. В XX в. храмовый
комплекс (ват) неоднократно реставрировался. Скульптуры и цветочные орнаменты
появились в 1901 году. В 1941-ом ступа достигла высоты 57 метров. В 1975 г.
из-за мощной грозы ват получил сильные повреждения и поэтому был заново
отреставрирован в 1979 г. Тогда на золочение ступы было израсходовано 110 кг
золота. Ступа Тхатпханом возвышается на каменной платформе и обнесена двойной
оградой с остроконечными башенками по углам и над входами. Нижнюю квадратную
часть ступы декорируют выполненные из кирпича барельефы (10–12 вв.) со сценами
легендарных праздничных процессий пяти королей, принимавших участие в
строительстве памятника. Центральная часть выполнена в виде четырехгранной
призмы-бутыли (стилизованного бутона банана), покрытой белой штукатуркой с
позолоченными рельефными изображениями мирового древа и увенчанной золотым
зонтом.
Весь комплекс окружен стенами с несколькими воротами и открытой
галереей со скульптурами будд (12–20 вв.). Во внутренних дворах находятся
храм-бот с главной статуей Будды и храмы-виханы с двускатными многоярусными
крышами, павильон для большого барабана, беседки для отдыха, монастырские
сооружения, композиция из скульптур будд, символизирующих планеты и дни недели,
а также датируемые 10–12 вв. каменные статуи фантастических львов-охранителей и
колонн Лакмыанг (первоначально почитавшихся как фаллические символы бога Шивы,
впоследствии – как места обитания духов-покровителей).
В северо-западной части
комплекса – Музей Тхатпханом, где экспонируются археологические бронзовые и
керамические изделия 1-го тыс. н. э., фрагменты декора, скульптуры будд,
буддийских персонажей и культовые предметы 10–19 вв. Праздник ступы (бун
Тхатпханом) отмечается в феврале-марте. Народное поверье связывает храм с
китайским знаком Зодиака, Обезьяной, поэтому Тхат Пханом является популярным
местом паломничества для тех, кто родился в год Обезьяны. И тут приезжаем мы в
аккурат на все 3 празднования: Маха Буча, Праздник ступы и Год обезьяны. Даже
специально так нельзя подгадать, а тут мы нежданчиком.
А вокруг храмового
комплекса, даже не рынок, а ярмарка. Такая огромная средневековая ярмарка.
Торгуют всем, манго упасть некуда, сколько народа.
Паркую байк в рядах палаток, где было немножко свободного места. Оставляем опять все свои вещи и гулять по стихийно организовавшемуся городу вокруг храма. Столько всего интересного продают, как не потрогать руками, как не узнать что это за диковинка такая. Глаза просто разбегаются, сконцентрировать внимание невозможно.
Пробились в храм, сняли обувь, народ ходит вокруг, свечи в руках держит. Ступа блестит от золота и белого цвета так ярко, что смотреть на нее невозможно. Но так все это красиво! Кругом львы, слоны и драконы охраняют священное место.
У каждого орнамента, у каждой загагулины или статуи можно залипнуть надолго, рассматривая каждый сантиметр. Будды, гонги, колокола. Мы идем босиком, как под гипнозом, повторяя каждые 5 минут «Этого не может быть! Как же круто!»
Байк простоял больше часа, навьюченный нашими вещами. Мы уже не опасаемся за их сохранность, бросаем на улице и уходим. В Исане никто не тронет чужие вещи.
Последний
рывок, еще 50 км и мы на месте, в Мукдахане.Паркую байк в рядах палаток, где было немножко свободного места. Оставляем опять все свои вещи и гулять по стихийно организовавшемуся городу вокруг храма. Столько всего интересного продают, как не потрогать руками, как не узнать что это за диковинка такая. Глаза просто разбегаются, сконцентрировать внимание невозможно.
Пробились в храм, сняли обувь, народ ходит вокруг, свечи в руках держит. Ступа блестит от золота и белого цвета так ярко, что смотреть на нее невозможно. Но так все это красиво! Кругом львы, слоны и драконы охраняют священное место.
У каждого орнамента, у каждой загагулины или статуи можно залипнуть надолго, рассматривая каждый сантиметр. Будды, гонги, колокола. Мы идем босиком, как под гипнозом, повторяя каждые 5 минут «Этого не может быть! Как же круто!»
Байк простоял больше часа, навьюченный нашими вещами. Мы уже не опасаемся за их сохранность, бросаем на улице и уходим. В Исане никто не тронет чужие вещи.
Сегодня не хотелось тратить время на поиск отеля, поэтому номер забронировали заранее в сети отелей Hop Inn.
Все по-взрослому… цифровые ключи, лифт, кондиционер, телевизор, чай/кофе… вполне себе приличный номер. Хочется быстрее бросить вещи и рассмотреть город повнимательней. Где-то недалеко от нас на гугле стояла точка «Музей Динозавров». Вот эту достопримечательность хотелось посмотреть повнимательней. Мы идем узенькими улочками по направлению к нашей цели. Но увы, никакого музея в Мукдахане на этом месте нет, здесь всего навсего парк.
Цветы, зелень, водоемы, старички, укутанные в куртки при жаре 30 градусов, бегают вокруг пруда. Ладно, гугл не первый раз врет с точками, идем дальше к набережной. Указатели показывают на Индокитайский рынок.
Он фактически раскинулся на набережной Меконга. Ассортимент товаров - это китайский ширпотреб и одежда, сделанная в Камбодже. Ничего интересного, кроме магазинчика с одеждой «Милитари» замечено не было, там мы попримеряли одежду и вышли к реке.
Меконг широкий как Волга, на том берегу виднелся Лаос. Рукой подать и ты в другой стране.
Вдоль реки так же расположилась вереница храмов, далеко ходить не надо, иди и смотри все по порядку. Phrathat Phanom Temple - первый и наверно самый интересный, который мы увидели в городе. В высоченном здании практически полностью стеклянном, сидит огромная золотая статуя Будды.
Тут же рядом храм, пагода, чеди и прудик с лотусами.
Wat Si Mongkol Tai ничем не примечательный храм, только арка и слоны, как из мультика. Охраняющие вход в него, хоть как то цепляют глаз.
Храм Дня (ศาลเจ้าวัดญวน), вот что стоит посмотреть. Это китайский храм, его описания нет в интернете. Красивый, абсолютно безлюдный храм с трехъярусной башней, вход в нее со второго этажа через храм.
Там стоят по кругу большие деревянные Будды, сделанные во Вьетнаме, рядом с ними и на руках – дети, похожие то ли на сатиров, то ли на маленьких демонов. Все дети – демоны, с очень страшными лицами.
На третьем ярусе что-то вроде молельни. И никого народу, только мы. Wat Si Mongkol Nua интересен только тем, что расположен совсем на берегу Меконга и можно сесть за столик и сидеть наблюдать, как плещутся волны, по ним плывут остроносые длинные рыбацкие лодки, байдарки и как медленно, но верно начинает темнеть, а с воды поднимается такой ветер, что гнет пальмы.
В темноте мы бредем домой, натыкаясь на парк, весь в неонах и гирляндах, слышна музыка.
Женщины разных возрастов занимаются аэробикой, причем так слажено что невольно останавливаешься и наблюдаешь за происходящим. Больше 20 человек и полная синхронизация действий. Блин, так это же тот парк где «Музей Динозавров!»
Парк ночью совсем преобразился, жизнь кипит кругом, дети играют, продают мороженное, спортсмены мучают тренажеры, тот самый футбол, что я когда-то видел в Чумпхоне… Да все так и было в парке Чумпхона. Мы, уставшие, но довольные, возвращаемся домой, спать. Завтра с утра опять дорога. Один день - один город!
Комментариев нет:
Отправить комментарий