По Ароматной реке в сторону пагоды плыли расписные кораблики с драконами на носу, они везли туристов по заданным маршрутам, включая остановку у Тиен Му, ну а я решил сэкономить немножко денежек и пройтись пешочком по Хюэ. Всего-то пути каких-то 5 километров, разве это расстояние? Тем более немного распогодилось. Дорога была абсолютно ничем не привлекательной и если бы не река и лодочки на ней, то смотреть было бы совсем не на что.
Пагода Тиен Му была основана в 1601 году, по приказу князя Нгуен Хоанг. Согласно королевским летописям, Нгуен Хоанг перегоняя лошадей вверх по реке Хыонг, обратил внимание на холм Хакхе, который был похож на дракона. Он сделал привал и пошел осматривать местность, а заодно и услышал от местных легенду, о том, что однажды на холме появилась старушка в красных штанах и синем платье. Старуха сказала пророчество: «Придёт князь и построит здесь храм и настанет эра процветания» и улетела в небо. После чего место и прозвали Тхьенму «Небесная старуха».
Изначально построили скромненький храм и назвали так же, как и холм Тиен Му, первую попытку построить капитальное здание предпринял Нгуен Фук Тан в 1665 году. К 1714 году, благодаря покровительству князя Чу, территория храма претерпела крупнейшее в ее истории расширение территории почти в современные границы. Были установлены тройные ворота. Приобретены различные святыни: десять королей, Юй-ди, залы для проповеди дхарм, башни для хранения сутр, башни для колоколов и барабанов, медитационные залы, зал для поклонения Авалокитешвару и Будде, а также жилые помещения. В 1844 году император Нгуен Хьен-то построил 21 метровую, семи ярусную пагоду Тынян «Фыокзуен», в честь поминовения своей бабушки, императрицы Тхуан Тхьeн. Каждый уровень восьмиугольной башни символизировал семь воплощений Будды. В 1904 году во время сильного тайфуна пагода и другие здания храмового комплекса были сильно повреждены и только в 1907 году, император Тхань-тхай Фе-де распорядился собрать средства на восстановление храма.
Но самое знаменательное событие, связанное с пагодой, произошло в прошлом веке и даже косвенно послужило началом свержения династии Нгуенов, восстанию монахов, гражданской и американских войн. Президент Нго Динь Зьем с момента своего прихода к власти в 1955 году начал проводить политику покровительства католикам и притеснения буддизма везде и повсеместно. В мае 1963 года празднование праздника Весак (День Рождения Будды) в городе Хюэ переросло в демонстрацию и протесты против притеснения буддистов. На подавление были тут же брошены силы армии и полиции, по толпе был открыт огонь и брошены гранаты. В потасовке погибло 9 человек.
Это не осталось не замеченным со стороны буддистов, 10 июня 1963 году монах монастыря Куанг Дык совершил акт публичного самосожжения в Сайгоне. Он приехал в город, во главе процессии на своем небесно- голубым седане «Остин Вестминстер», за его авто в 2 шеренги шли около 350 монахов и монахинь. Протестующие несли плакаты на английском и вьетнамском языках, обвиняя правительство Зьема в преследовании буддистов и требуя равенства конфессий. Местом трагической акции был выбран перекрёсток бульвара Фандиньфунг (улица Нгуендиньтьеу) и улицы Леванзует (Катьмангтхангтам), неподалеку от президентского дворца. Дык вышел из машины с двумя монахами, один из них разместил на дороге подушку, а другой достал из багажника 19-литровую канистру с бензином, остальные монахи сомкнули плотное кольцо вокруг Тхитя. Куанг Дык сел на подушку, приняв медитативную позу лотоса и начал декламировать слова няньфо «Памятование о Будде», переберая чётки. Монах с канистрой подошел и вылил содержимое на голову Дыка. Он отложил четки и зажег спичку, пламя тут же поглотило его одеяния и плоть. Полицейские пытались прорваться, но кольцо было на сталько плотным, что все попытки оказались тщетными. Позже один из полицейских, сумевший пройти внутрь кольца, упал ниц перед телом Дыка в буддийской традиции, выражая тем самым глубокое почтение. Ошеломлённые очевидцы в большинстве своём молчали, хотя некоторые свидетели плакали, а другие — молились. Многие монахи и простые прохожие, как и полицейский, преклонились перед телом горящего Дыка. Один из монахов произнёс в микрофон слова: «Буддийский священник сжигает себя. Буддийский священник становится мучеником». на английском и вьетнамском языках. Примерно десять минут спустя тело Дыка было практически уничтожено, труп упал на спину.
Как только пламя утихло, несколько монахов накрыли дымящееся тело жёлтым одеянием, подняли его и попытались уместить в гроб. Однако конечности не выпрямлялись полностью, и одна рука умершего свисала из деревянного короба. Тело Дыка было перенесено в пагоду Салой, в центре города. Стоявшие около храма студенты развернули двуязычные плакаты с надписью: «Буддийский священник сжигает себя за наши пять прошений». В это время около тысячи монахов провели собрание внутри пагоды, встреча завершилась достаточно быстро, и все её участники, за исключением сотни священнослужителей, покинули пагоду. Тысяча монахов и светских сторонников буддизма вернулись к месту самосожжения, где всё ещё находились полицейские. Примерно в 18:00 тридцать монахинь и шесть монахов были арестованы за молитву на улице неподалёку от Салоя. Представители правоохранительных органов окружили пагоду, заблокировали проход в храм и начали надевать защитное снаряжение. У свидетелей операции сложилось впечатление о неизбежности вооружённой осады храма. В тот же вечер тысячи жителей Сайгона заявили о том, что видели лицо Будды на небе во время заката. Горожане утверждали, что Будда плакал. Похороны умершего Тхить Куанг Дыка были запланированы на 15 июня. В тот день вокруг пагоды Салой собрались четыре тысячи сочувствующих, однако церемония была отложена. 19 числа останки монаха были перенесены из храма на кладбище, располагавшееся в 16 километрах к югу от города. Там останки были кремированы и захоронены. Совместное коммюнике содержало ограничение на количество присутствующих при погребении. В последний путь Тхить Куанг Дыка проводили примерно 400 монахов. Несмотря на проведения процедуры кремации, сердце Тхить Куанг Дыка не было поглощено огнём и осталось неповреждённым. Монахи признали его святыней и поместили в стеклянную чашу, которая была выставлена в Салое. Нетронутое пламенем сердце (Шарира) считается в буддийской культуре символом сострадания. 21 августа силы особого назначения республиканской армии атаковали Салой и другие пагоды в разных частях страны. Секретная полиция предприняла попытку конфискации праха Тхить Куанг Дыка, однако два монаха смогли скрыться с урной, перепрыгнув через забор на заднем дворе и укрывшись в здании американской миссии, расположенной по соседству. Тем не менее, военным удалось изъять сердце покойного.
Кадры акта самосожжения обошли все мировые газеты и телеканалы, шокировав общественность, в США в дальнейшем даже нашлось несколько последователей, таким образом пытавшихся бороться с войной во Вьетнаме. Это событие считают началом падения марионеточного режима диктатора Зьема.
Пагода Тиен Му была основана в 1601 году, по приказу князя Нгуен Хоанг. Согласно королевским летописям, Нгуен Хоанг перегоняя лошадей вверх по реке Хыонг, обратил внимание на холм Хакхе, который был похож на дракона. Он сделал привал и пошел осматривать местность, а заодно и услышал от местных легенду, о том, что однажды на холме появилась старушка в красных штанах и синем платье. Старуха сказала пророчество: «Придёт князь и построит здесь храм и настанет эра процветания» и улетела в небо. После чего место и прозвали Тхьенму «Небесная старуха».
Изначально построили скромненький храм и назвали так же, как и холм Тиен Му, первую попытку построить капитальное здание предпринял Нгуен Фук Тан в 1665 году. К 1714 году, благодаря покровительству князя Чу, территория храма претерпела крупнейшее в ее истории расширение территории почти в современные границы. Были установлены тройные ворота. Приобретены различные святыни: десять королей, Юй-ди, залы для проповеди дхарм, башни для хранения сутр, башни для колоколов и барабанов, медитационные залы, зал для поклонения Авалокитешвару и Будде, а также жилые помещения. В 1844 году император Нгуен Хьен-то построил 21 метровую, семи ярусную пагоду Тынян «Фыокзуен», в честь поминовения своей бабушки, императрицы Тхуан Тхьeн. Каждый уровень восьмиугольной башни символизировал семь воплощений Будды. В 1904 году во время сильного тайфуна пагода и другие здания храмового комплекса были сильно повреждены и только в 1907 году, император Тхань-тхай Фе-де распорядился собрать средства на восстановление храма.
Но самое знаменательное событие, связанное с пагодой, произошло в прошлом веке и даже косвенно послужило началом свержения династии Нгуенов, восстанию монахов, гражданской и американских войн. Президент Нго Динь Зьем с момента своего прихода к власти в 1955 году начал проводить политику покровительства католикам и притеснения буддизма везде и повсеместно. В мае 1963 года празднование праздника Весак (День Рождения Будды) в городе Хюэ переросло в демонстрацию и протесты против притеснения буддистов. На подавление были тут же брошены силы армии и полиции, по толпе был открыт огонь и брошены гранаты. В потасовке погибло 9 человек.
Это не осталось не замеченным со стороны буддистов, 10 июня 1963 году монах монастыря Куанг Дык совершил акт публичного самосожжения в Сайгоне. Он приехал в город, во главе процессии на своем небесно- голубым седане «Остин Вестминстер», за его авто в 2 шеренги шли около 350 монахов и монахинь. Протестующие несли плакаты на английском и вьетнамском языках, обвиняя правительство Зьема в преследовании буддистов и требуя равенства конфессий. Местом трагической акции был выбран перекрёсток бульвара Фандиньфунг (улица Нгуендиньтьеу) и улицы Леванзует (Катьмангтхангтам), неподалеку от президентского дворца. Дык вышел из машины с двумя монахами, один из них разместил на дороге подушку, а другой достал из багажника 19-литровую канистру с бензином, остальные монахи сомкнули плотное кольцо вокруг Тхитя. Куанг Дык сел на подушку, приняв медитативную позу лотоса и начал декламировать слова няньфо «Памятование о Будде», переберая чётки. Монах с канистрой подошел и вылил содержимое на голову Дыка. Он отложил четки и зажег спичку, пламя тут же поглотило его одеяния и плоть. Полицейские пытались прорваться, но кольцо было на сталько плотным, что все попытки оказались тщетными. Позже один из полицейских, сумевший пройти внутрь кольца, упал ниц перед телом Дыка в буддийской традиции, выражая тем самым глубокое почтение. Ошеломлённые очевидцы в большинстве своём молчали, хотя некоторые свидетели плакали, а другие — молились. Многие монахи и простые прохожие, как и полицейский, преклонились перед телом горящего Дыка. Один из монахов произнёс в микрофон слова: «Буддийский священник сжигает себя. Буддийский священник становится мучеником». на английском и вьетнамском языках. Примерно десять минут спустя тело Дыка было практически уничтожено, труп упал на спину.
Как только пламя утихло, несколько монахов накрыли дымящееся тело жёлтым одеянием, подняли его и попытались уместить в гроб. Однако конечности не выпрямлялись полностью, и одна рука умершего свисала из деревянного короба. Тело Дыка было перенесено в пагоду Салой, в центре города. Стоявшие около храма студенты развернули двуязычные плакаты с надписью: «Буддийский священник сжигает себя за наши пять прошений». В это время около тысячи монахов провели собрание внутри пагоды, встреча завершилась достаточно быстро, и все её участники, за исключением сотни священнослужителей, покинули пагоду. Тысяча монахов и светских сторонников буддизма вернулись к месту самосожжения, где всё ещё находились полицейские. Примерно в 18:00 тридцать монахинь и шесть монахов были арестованы за молитву на улице неподалёку от Салоя. Представители правоохранительных органов окружили пагоду, заблокировали проход в храм и начали надевать защитное снаряжение. У свидетелей операции сложилось впечатление о неизбежности вооружённой осады храма. В тот же вечер тысячи жителей Сайгона заявили о том, что видели лицо Будды на небе во время заката. Горожане утверждали, что Будда плакал. Похороны умершего Тхить Куанг Дыка были запланированы на 15 июня. В тот день вокруг пагоды Салой собрались четыре тысячи сочувствующих, однако церемония была отложена. 19 числа останки монаха были перенесены из храма на кладбище, располагавшееся в 16 километрах к югу от города. Там останки были кремированы и захоронены. Совместное коммюнике содержало ограничение на количество присутствующих при погребении. В последний путь Тхить Куанг Дыка проводили примерно 400 монахов. Несмотря на проведения процедуры кремации, сердце Тхить Куанг Дыка не было поглощено огнём и осталось неповреждённым. Монахи признали его святыней и поместили в стеклянную чашу, которая была выставлена в Салое. Нетронутое пламенем сердце (Шарира) считается в буддийской культуре символом сострадания. 21 августа силы особого назначения республиканской армии атаковали Салой и другие пагоды в разных частях страны. Секретная полиция предприняла попытку конфискации праха Тхить Куанг Дыка, однако два монаха смогли скрыться с урной, перепрыгнув через забор на заднем дворе и укрывшись в здании американской миссии, расположенной по соседству. Тем не менее, военным удалось изъять сердце покойного.
Кадры акта самосожжения обошли все мировые газеты и телеканалы, шокировав общественность, в США в дальнейшем даже нашлось несколько последователей, таким образом пытавшихся бороться с войной во Вьетнаме. Это событие считают началом падения марионеточного режима диктатора Зьема.
Комментариев нет:
Отправить комментарий